«Тут рассказывают о таких методических приемах, к которым очень трудно приходишь сам»
- Вкладка 1
Я работаю на кафедре экономики Института экономики и менеджмента Томского государственного университета. Преподаю институциональную экономику для бакалавров, экономику развития для магистров и веду спецкурс по экономической истории институтов для аспирантов.
Экономику развития я буду преподавать только второй год, и мне очень не понравилось, как я это сделала в прошлом году. Я брала за основу программы разных вузов, но все равно в итоге получился курс обо всем и ни о чем. Такие же проблемы, в принципе, были, когда я начинала преподавать институциональную экономику, пока на четвертом или пятом году не сложилась общая логика курса. Надеюсь, что эта программа подскажет мне, как лучше выстроить преподавание этих курсов — в плане и теорий, и подходов. Тут рассказывают о таких методических приемах, к которым очень трудно приходишь сам. Например, что не надо уходить в классификации и определения, а можно начинать сразу с каких-то кейсов, статей, исследований и обходиться только самыми важными элементами теории.
Для меня всегда самое сложное в разработке курсов — найти что-то такое интересное, что студенты сами могут пощупать. Здесь мы знакомимся с эмпирическими исследованиями, и это помогает насытить материалом такие абстрактные темы, как, например, формальные и неформальные институты или права собственности. В случае с институциональной экономикой, понятно, можно самому погрузиться в материал, сидя дома или на даче. Но с тем, что у нас будет во втором и третьем блоке — теория развития и экономика права, — дело обстоит сложнее. И теория не так хорошо знакома, и не всегда понятно, на какие исследования обратить внимание. Ну и для себя я понимаю, что, несмотря на не очень юный возраст, надо вспоминать эконометрику. Это — инструмент, без которого никак нельзя ни в преподавании, ни в исследованиях.
Мы уже обсуждали, что в свое время был такой предмет «Национальная экономика» — вообще непонятно о чем. Но это не про институциональную экономику, у которой есть свой предмет и российская специфика проявляется только с точки зрения гарантов, но не с точки зрения правил и механизмов, которые универсальны. И ни разу за восемь лет, что я преподаю, студенты мне не говорили, что они не понимают, зачем им это. Наоборот, многие примеры они встречают в собственной жизни. Сейчас у нас защищали две магистерские работы — по сетевым альянсам и hardware-технологиям, и авторам удалось доказать свои гипотезы, обращаясь к методам транзакционных издержек и неблагоприятного отбора.
Я очень рада, что могу здесь в такой концентрированной форме и с не такими уж большими издержками освоить такое количество материала и получить методические советы. Потому что самостоятельно собрать все это, особенно если только собираешься преподавать, очень сложно.